Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №10 «Колокольчик» с.Преображенское Красногвардейский район Республика Адыгея (МБДОУ «Детский сад №10 «Колокольчик» с. Преображенское)
|
программа развития«Принята» Педагогическим советом Протокол № 13 от 08.09.2015г. «Утверждаю» Заведующий МБДОУ №10 «Колокольчик»
________________Агафонова Е.Н.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 «Колокольчик» с. Преображенское ( на 2015-2020 гг.)
Содержание Программы развития:
Разделы Программы развития Паспорт Программы развития МБДОУ «Детского сада №10 ............ 3 Введение .................................................................................................... 6 1. Информационная справка 1.1. Краткая историческая справка о ДОУ………………………… 7 1.2.Основные характеристики образовательного учреждения…….... 7 1.3. Структура образовательного учреждения……………………….. 7 1.4. Программное обеспечение образовательного процесса………... 8 1.5. Основные характеристики организации образовательного процесса…………………………………………………………….. 8 2. Теоретическое обоснование Программы развития ДОУ…………………………………………………….. ……………… 9 3. Анализ работы ДОУ ………………………….……………………. 9 4. Концепция Программы развития……………………………………. 10 5. Цели и задачи Программы развития………………………………… 12 6. Элементы риска Программы развития ДОУ……………………….. 13 7. Основные мероприятия по реализации Программы развития…….. 15 7.1. Целевая программа «Управление качеством дошкольного образовательного учреждения »………………………………………... 16 7.2. Проект: «Программное обеспечение, методики, технологии»….. 17 7.3. Проект: «Информатизация дошкольного образования»…………. 18 7.4. Проект: «Кадровая политика»……………………………………… 20 7.5. Проект: «Социальное партнерство»………………………………. 21 7.6. Целевая программа «Здоровье» ………………………………….. 22 7.7. Проекты года……………………………………………………….. 23 8. Прогнозируемые результаты Программы развития ………………. 24
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование учреждения муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Колокольчик»
Основания для разработки программы ФЗ «Об образовании» с учетом изменений, внесенных ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2014 г.; Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программе, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» октября 2013г №1155 Федеральная целевая программа развития образования на 2015-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от «29» декабря 2014г. № 2765 - р
Назначение программы Программа развития предназначена для определения модели и перспективных направлений развития дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 10 «Колокольчик» и отражает тенденции изменений, главные направления обновления содержания образовательной деятельности, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов и современных требований. Статус программы Нормативный документ образовательной организации, осуществляющей деятельность в режиме развития и принявшей за основу программно-целевую идеологию развития. Стратегический план осуществления основных актуальных и перспективных нововведений в образовательной организации, прогнозируемых образовательных потребностей социального заказа.
Проблема Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования основными ориентирами которой являются: создание условий для сохранения, укрепления здоровья воспитанников; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования. Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования. Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно - государственные формы управления. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. Необходимость создания сферы дополнительных образовательных услуг. Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Название Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 «Колокольчик» на 2015-2020 года.
Разработчики программы
Творческий коллектив педагогических работников муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Колокольчик»
Цель программы развития Создание в дошкольном учреждении благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Задачи • Обеспечение качества воспитания и образования в ДОУ в условиях выполнения требований ФГОС дошкольного образования. • Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе. • Совершенствование психолого - педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий программного обеспечения. • Использование возможностей интеграции в образовательном процессе. • Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей предметно - пространственной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности. • Введение дополнительного образования, услуг доступных для широких групп воспитанников. • Развитие системы государственно-общественного управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом. Сроки реализации программы Программа реализуется в период 2015-2020 гг.
Этапы реализации программы 1 этап - создание условий (2015 учебный год); 2 этап - практико - реализационный (2015 – 2019 учебные года); 3 этап - заключительно - аналитический (2019-2020учебный год)
Задачи этапов 1 этап: • Проанализировать результаты реализации Программы на 2011-2015г.г. • Создать временно творческую группу по проектированию Программы на 2015-2020гг. • Создать нормативно-правовую базу ДОУ обеспечивающую реализацию Программы. • Разработать перспективные инновационные направления обеспечения Программы на основании анализа состояния здоровья воспитанников, уровня развития детей и квалификации педагогов, состояния материально - технической и финансовой базы ДОУ на соответствие ФГОС ДО. 2 2 этап • Реализация Программы • Отслеживание промежуточных результатов. • Организация деятельности управленческой и методической служб по внедрению инновационных технологий по реализации Программы 3 этап • Анализ реализации Программы развития по всем направлениям. • Выявление проблем. • План действий на преодоление проблем и трудностей. Финансовое обеспечение программы Рациональное использование бюджета, спонсорская помощь, благотворительность
Ожидаемые результаты • Повышение компетентности педагогов в области применения современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. • Внедрение информационных технологий в образовательный процесс. • Создание базы методических разработок с использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ. • Улучшение состояния здоровья детей, способствующее повышению качества их образования. • Повышение технологической культуры педагогов. • Доступность системы дополнительного образования. • Качество сформированных ключевых компетенций, способствующих успешному обучению ребёнка в школе. • Обеспечение требований ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечение социально- нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. • Создание органа государственно-общественного управления учреждением, способствующие повышению качества образования дошкольников.
Введение Актуальность разработки программы развития МБДОУ обусловлена изменениями в дошкольном образовании страны связанными с вступлением в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» и введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» признает дошкольное образование как новый уровень общего образования в России, тем самым определяет значимость системы дошкольного образования. Важной задачей является усиление образовательного потенциала дошкольного учреждения, поддержка разнообразия детства, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающее социальную ситуацию его развития, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника. В современных условиях реформирования образования, МБДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему, в которой ребенок рассматривается как субъект в собственном образовательном процессе, на развитие которого он активно влияет. В стандартах образовательный процесс опирается непосредственно на детский опыт обучения, что в широком смысле влечет за собой социальную и культурную включенность детей в образовательный процесс. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Одной из наиважнейших управленческих функций в образовании является прогнозирование деятельности образовательного учреждения. И это в первую очередь относится к разработке и реализации программы развития дошкольного учреждения. Необходимость введения данной программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в МБДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий. Программа создана с учетом запросов родителей и социума на дошкольное образование обучающихся в МБДОУ детский сад №10. Мониторинг запросов родителей в сфере образования показал, что родители предпочтение отдают программам подготовки детей к школьному обучению, а не формированию у них компетентностей и личностных качеств. Недостаточная информированность родителей о современных целях и вопросах дошкольного образования определяют использование новых форм взаимодействия ДОУ и семьи, в реализации программы. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества, примерно большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов. Необходимость введения дополнительных образовательных услуг так же предусмотрена в Программе, с целью вовлечения детей в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они, накапливая эмоционально - чувственный опыт учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Программа развития включает целевые программы, которые отражают приоритетные направления развития учреждения. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие образовательного учреждения, достижения результатов деятельности образования к потребностям ребенка.
Программа развития МБДОУ «Детский сад № 10 «Колокольчик» на 2015-2020 гг. является управленческим документом и после утверждения является обязательным для исполнения всеми участниками образовательных отношений.
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА 1.1. Краткая историческая справка о МБДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Колокольчик» с. Преображенское функционирует с 1966 года. Расположено по адресу: республика Адыгея, Красногвардейский район, село Преображенское, ул. Ленина,18 Учредителем ДОУ является Администрация Красногвардейского района. МБДОУ №10 «Колокольчик» осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Закон об образовании Республики Адыгея», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», договором между учредителем и МБДОУ, Уставом МБДОУ. 2011 год – создан официальный сайт дошкольного учреждения 2014 год - введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 1.2. Основные характеристики образовательного учреждения Назначение образовательного учреждения: • разностороннее развитие и воспитание ребенка с учетом региональных особенностей и условий дошкольного учреждения; • удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, сохранение и укрепление их здоровья; • обеспечение непрерывности системы образования, в котором ДОУ является первой ступенью; • реализация основной общеобразовательной программы ДОУ по всем направлениям: физическое, познавательное, речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие. Полное название: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №10 «Колокольчик» Юридический адрес: Россия, Республика Адыгея, Красногвардейский район, с. Преображенское, ул. Ленина,18 Дошкольное образовательное учреждение функционирует в соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад №10 «Колокольчик», введен в эксплуатацию 1966 года. В детском саду центральное отопление и канализация, холодное и горячее водоснабжение. Проектная мощность учреждения 66 мест, функционируют 2 группы. Учредитель детского сада: Администрация Красногвардейского района Устав образовательного учреждения от 2015 года. Режим работы, организация питания МБДОУ работает в режиме 9 часов при пятидневной неделе. Все дети обеспечиваются четырех разовым питанием. 1.3. Структура образовательного учреждения В детском саду функционирует 2 группы:
№ Группа Количество групп Возраст Количество детей 1 Младшая группа 1 С 3-5 лет 18 2 Старшая группа 1 С 5- 7 лет 25 Итого: 2 43 1.4. Программное обеспечение образовательного процесса Образовательная деятельность в МБДОУ строится в соответствии с основной общеобразовательной программой, которая поддерживается подборкой необходимых методических материалов, средств обучения и воспитания. В данной подборке представлена единая система познавательного материала с постепенным усложнением для всех возрастных групп МБДОУ. Методические пособия содержат возрастные характеристики детей, методику и описания инструментария диагностики личного развития детей, конспекты занятий с вопросами, заданиями, играми, обеспечивающими социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и творческое развитие дошкольников. 1.5. Основные характеристики организации образовательного процесса Изменения, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к взаимоотношениям между образовательным учреждением, обществом и социумом. Сегодня образовательное учреждение должно иметь свой облик (свою концепцию, Программу развития, организационно-нормативные документы), свои особенные подходы к ребенку и родителям с учетом особенностей состава, типологии семей и общей социокультурной ситуацией в стране. Для успешной реализации задач по обеспечению образовательными услугами воспитанников МБДОУ №10 деятельность осуществляется по следующим направлениям деятельности: • социально - коммуникативное развитие • познавательное развитие • речевое развитие • художественно - эстетическое развитие • физическое развитие.
Внешние связи. Образовательные Социальные Управление образования администрации Красногвардейского района Республики Адыгея; Г. Майкоп «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации» МБОУ ООШ №14 с. Преображенское
2.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа Необходимость разработки программы развития МБДОУ на период 2015 – 2020 годов обусловлена важностью целей развития образования в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина Для успешного существования в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо изменить подход к образовательному процессу.
Для этого требуется: • расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду; • разработка и внедрение новых педагогических технологий; • сохранение и укрепление здоровья детей, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ. • воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Актуальность создания данной Программы ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом. Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей, которые желают поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе.
Таким образом, проблему, стоящую перед МБДОУ детский сад №10 можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и воспитания, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения.
3. АНАЛИЗ РАБОТЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №10 «КОЛОКОЛЬЧИК» Предпосылками к созданию программы развития дошкольного образовательного учреждения на период 2015 - 2020 гг. послужили изменения в образовательной политике государства – реализация приоритетного национального проекта «Образование», модернизация системы образования на период до 2020 года, принятия закона «Об образовании в Российской Федерации», вступление в силу ФГОС ДО и пр. Целевые установки, обозначенные в этих документах, акцентируют внимание на поддержку семьи, материнства и детства, в том числе и на поддержку и развитие сети детских дошкольных учреждений, расширение спектра образовательных услуг, включение в педагогический процесс новых форм дошкольного образования. Современное образовательное учреждение должно не только соответствовать постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и взаимодействовать с ней, используя образовательно-оздоровительный потенциал социума, в системе сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, дополнительного образования детей и молодежи.
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников, а также с учетом возможных в процессе реализации рисков.
4. Концепция Программы развития Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии. Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Актуальность программы развития ДОУ обусловлена изменениями государственной политики в области образования: - введение новых федеральных государственных стандартов дошкольного образования; Программа развития ДОУ учитывает и создает условия для реализации данного направления. Цель Программы развития - обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности МБДОУ по таким критериям как качество, инновационность, а также создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно – образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Программа развития МБДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности МБДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка. В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в виде предшкольных компетенции: Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым. Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими. Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки). Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам. Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни. Ценность качества образовательного процесса для МБДОУ напрямую связана с ценностью ребёнка. Построение образовательного процесса в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе и в системе дополнительного образования. Таким образом, концептуальными направлениями развития деятельности МБДОУ «Детский сад №10 «Колокольчик» служат: • Моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников. • Использование образовательных и здоровьесберегающих технологий. • Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности. • Построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов. • Введение дополнительных образовательных услуг. • Укрепление материально – технической базы МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации программы. Руководствуясь законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, Конвенцией о правах детей, стратегией развития дошкольного образования, деятельность детского сада основывается на следующих принципах: • Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов; обеспечение заинтересованности педагогов в результатах своего труда; радикальное изменение организации предметно-развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей; изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение интеграции различных видов деятельности. • Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей. • Дифференциация и интеграция предусматривающей целостность и единство всех систем образовательной деятельности и решение следующих задач: • психологическое и физическое здоровье ребёнка; • формирование начал личности. Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей. Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случае процесс познания протекает как сотрудничество. Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Участниками реализации Программы развития МБДОУ являются воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет, педагоги, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Приоритетным направлением Программы развития является - оздоровление, укрепление организма ребёнка и сохранение уровня его здоровья в условиях активного интеллектуального развития. Система оздоровительной и физкультурной работы подробно определена в Программе «Здоровье». В этой связи необходимо: • внедрение диагностических технологий, позволяющих формировать индивидуальные образовательные программы, учитывая специфические особенности развития каждого ребёнка, его индивидуальные показатели, группу здоровья, рекомендации врачей; • использовать такие методы закаливания и профилактики простудных заболеваний, при которых снизился бы процент заболеваемости; • проводить работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни; Важным моментом в реализации принципов образования в МБДОУ является выбор образовательных программ и технологий. Существующие программы и технологии позволяют создать систему образовательных услуг МБДОУ, обеспечивающих интегративный подход в воспитании и образовании ребёнка в совместной работе специалистов, педагогов ДОУ. В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При этом выполнение стратегических целей и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности. Исходя из вышесказанного, следующим аспектом Программы развития МБДОУ является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом. Предполагается, что Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования» поможет создать стройную систему методического и дидактического обеспечения, удобную для использования её педагогами в ежедневной работе. Главная направленность работы детского сада и родителей ребенка - содействие развитию в воспитаннике такой личности, которая осознает необходимость пожизненного саморазвития, может быть воспитателем собственных способностей. Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия, педагогического сотрудничества семьи и детского сада. Вовлечение родителей в активное взаимодействие в реализации Программы - одна из главных. С этой целью предстоит разнообразить работу с родителями используя как традиционные так и инновационные формы работы. Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду.
5. Цели и задачи Программы развития Целью Программы развития на период до 2020 года является: Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Основными задачами развития выступают: • Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения: новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей); • новых образовательных технологий (проектная деятельность, применение информационных коммуникативных технологий, технология «портфолио» детей и др.); • обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологий в образовательный и управленческий процесс. • Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей. • Создание системы консультирования и сопровождения родителей по вопросам: -образования и развития детей раннего возраста; -подготовки детей к школьному обучению; -психолого-педагогической компетентности по воспитанию и развитию детей. • Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада с учетом требований ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности. • Укрепление материально – технической базы ДОУ: • введение дополнительного образования, как совокупности услуг доступных для широких групп воспитанников. • Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся: • обеспечение качества дошкольного образования путем успешного прохождения воспитанниками ДОУ мониторинга результативности воспитания и обучения; • формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (внедрение современных приёмов и методов обучения, информатизации образования); • овладение педагогическим мониторингом: уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных методик определения результативности воспитания и обучения; • развитие системы дополнительных образовательных услуг в рамках единых подходов к воспитанию и образованию с целью учёта всех интересов участников образовательного процесса; • формирование гражданской позиции (толерантности) у всех субъектов образовательного процесса; • расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровьесберегающих технологий; • создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через фестивали, конкурсы, проектную деятельность; • повышение профессионального мастерства педагогов на базе детского сада (трансляция передового педагогического опыта), при участии в методических формах взаимодействия ДОУ на уровне муниципалитета и региона; • расширение связей с учреждениями-партнерами. 6. Элементы риска Программы развития ДОУ. При реализации Программы развития могут возникнуть следующие риски: • недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников, недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей затрудняет получение детьми с хроническими заболеваниями качественного дошкольного образования; • быстрый переход на новую Программу развития ДОУ может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива; • организация дополнительного образования на платной основе может затруднить его доступность. Управление и корректировка Программы развития осуществляется педсоветом МБДОУ №10. Управление реализацией Программы осуществляется заведующим МБДОУ №10 «Колокольчик».
Базисные аспекты Программы развития МБДОУ №10 Изначальная позиция Следствие Программа развития ДОУ – локальная образовательная система и её содержание определяется Муниципальной целевой программой «Развитие дошкольного образования» Программа развития ДОУ опирается на следующие нормативные документы: Материалы федеральной целевой программы «Закон об образовании в РФ» ФГОС ДО Современная концепция развития МБДОУ опирается на: учет образовательных, социально-педагогических потребностей общества; индивидуальный подход в развитии каждого ребёнка; рациональное использование ресурсов образовательной системы
Программа развития ДОУ на 2011 – 2015гг. выполнена, проведен анализ.
Позитивное развитие МБДОУ №10 может быть успешно при повышении уровня социально-экономических условий города и региона. Программа строится на основе анализа состояния и развития ДОУ. Учитывая проблемы, успехи образовательной системы, результативность в существующих социально-экономических условиях. Программа должна стать стержневым документом при планировании целей, задач работы коллектива и реализации их в перспективе Центральной частью Программы развития образовательной системы МБДОУ являются целевые программы, имеющие собственную конструктивную реализацию. Программа будет успешно реализовываться, если поставленные задачи будут своевременны, конкретны, эффективны Программа развития учитывает: Цели и задачи развития образования в Российской Федерации; Постановку конкретных задач, соответствующих направлениям деятельности.
7. Основные мероприятия по реализации Программы развития Концептуальные направления Направления развития Период реализации, годы 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020 Управление качеством дошкольного образования Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей.
*
*
*
*
* Программное обеспечение, методики, технологии Обновление основных и дополнительных образовательных программ.
Внедрение инновационных технологий, «портфолио» педагогов и воспитанников, проектной деятельности.
*
*
*
*
* Информатизация дошкольного образования Внедрение информационных технологий в образовательный и управленческий процесс
*
*
*
*
* Поддержка способных и одаренных детей и педагогов Участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях ДОУ, города, области.
*
*
*
*
* Здоровьесберегающие технологии Расширение спектра предоставляемых оздоровительных услуг, валеологическое образование семьи, формирование культуры здорового образа жизни
*
*
*
*
* Безопасность образовательного процесса Укрепление материально-технической базы детского сада. Построение динамичной, развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.
*
*
*
*
* Кадровая политика Повышение профессионального мастерства педагогов, обучение молодых специалистов, участие в конкурсном движении
*
*
*
*
* Государственно-общественное управление Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении важнейших вопросов обеспечения образовательного процесса (Семейные клубы, наблюдательный совет).
*
*
*
*
* Организации-партнеры Расширение связей с учреждениями культуры и спорта, здравоохранения, общественными организациями.
*
*
*
*
*
7.1. Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования» Проблема: наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями предъявляемыми социумом к личности и уровню профессиональной компетентности педагога. Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов в работе с учетом интересов и потребностей ребенка, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель: Создание условий для участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образования в МБДОУ «Детский сад №10 «Колокольчик» Соответствие уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям государственных образовательных стандартов. Задачи: Организовать эффективное взаимодействие всех специалистов ДОУ для выполнения требований по созданию условий осуществления образовательного процесса. Создать систему методического и дидактического обеспечения проектной деятельности, удобную для использования её педагогами в ежедневной работе. Организовать эффективное взаимодействие педагогического коллектива для выполнения требований к содержанию образовательного процесса, в соответствии с ПООП ДО.
№
Мероприятия
Этапы, сроки их выполнения. Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы Источники финансирования Исполнители
1 Формирование нормативно – правовой базы 2015 Без финансирования Заведующий, воспитатели 2 Разработка образовательной программы, в соответствии с изменениями системы образования (ФГОС ДО), запросов семей воспитанников, общества. Подбор коррекционных программ для построения индивидуальных маршрутов развития детей с ограниченными возможностями здоровья. 2015-2016
Без финансирования Заведующий, воспитатели 3 Мониторинг достижений детьми результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО 2015 - 2020 Без финансирования Заведующий, воспитатели
4 Развитие проектной деятельности ДОУ: уточнение концептуальных направлений развития ДОУ 2015 - 2017 Без финансирования Заведующий, воспитатели
5 Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования (на основе программных требований, ФГОС ДО) 2015 - 2016 Без финансирования воспитатели,
6 Разработка системы планирования в соответствии с реализуемыми образовательными программами и проектами) 2015 Без финансирования Заведующий, воспитатели 7 Разработка системы контроля качества оказываемых образовательных услуг 2015 – 2020 Без финансирования Заведующий 8 Составление плана взаимодействия педагогов, родителей, специалистов по направлениям развития воспитанников, социума 2015 - 2016 Без финансирования Заведующий, воспитатели 9 Разработка циклограммы мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей 2015 Без финансирования Заведующий, Воспитатели
Ожидаемый результат: Повышение качества образовательного процесса.
7.2. Проект: «Программное обеспечение, методики, технологии»
Проблема: Объективная необходимость переориентировать педагогов на приоритет игровой, познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности детей, использование инновационных программ и технологий в решении совместной образовательной деятельности. Цель: обучение педагогов ДОУ использованию инновационных технологий в проектировании и реализации образовательных задач и естественного включения семьи в образовательную деятельность. Задачи: Обучить педагогов новым инновационным технологиям взаимодействия с детьми при построении образовательного процесса.
Переориентировать педагогов на приоритет игровой, самостоятельной деятельности ребенка, обучить педагогов методам вовлечения семей в образовательную деятельность. Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка, посредством выявления индивидуальных особенностей воспитанников, учитывая его психическое и физическое здоровье, постоянного их информирования. Развивать социальное партнерство в организации образовательной деятельности в системе сетевого взаимодействия.
№
Мероприятия
Этапы, сроки их выполнения. Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы Источники финансирования Исполнители
1 Разработка системы обучения педагогов применению инновационных технологий и методик в образовательном процессе 2015 - 2017 Без финансирования Заведующий, воспитатели 2 Создание проекта взаимодействия ДОУ и семьи, разработка мероприятий в рамках этого проекта по сопровождению и консультированию семей воспитанников 2015-2016 Без финансирования Заведующий, воспитатели, 3 Разработка комплекта методических материалов к практикуму «Инновационные формы взаимодействия с родителями. Совместные проекты» 2015-2016 Без финансирования Заведующий, воспитатели 4 Методическое сопровождение организации инновационной деятельности и управления инновационным процессом в дошкольном учреждении 2015-2018 Без финансирования воспитатель 5 Обеспечение обучения и реализация системы инновационных форм взаимодействия с родителями. 2015-2020 Без финансирования Заведующий воспитатель
6 Презентации «Особая форма взаимодействия педагогов и специалистов в реализации проектов» 2015-2020 Без финансирования Заведующий, воспитатель
Ожидаемый результат: Методические разработки по обучению педагогов использования современных технологий. Применение в системе образовательной деятельности инновационных образовательных технологий взаимодействия с детьми и родителями. Внедрение технологии проектирования детской деятельности во все структурные подразделения учреждения. Социальный эффект: Обучение родителей взаимодействию с ребенком дома. Обеспечение конкурентно способности ДОУ в районе.
7.3. Проект: «Информатизация дошкольного образования» Проблема: Объективная необходимость в обработке большого объема управленческой и педагогической информации при осуществлении личностно-ориентированной программы образования. Недооценка роли компьютерных технологий в решении этой проблемы. XXI век – это век информационного общества. Научно- технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса, в том числе и в дошкольном образовании. Появляются новые технологии и средства информатизации. Во всех сферах человеческой деятельности и ребенка в частности компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство его самореализации, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность. Широкое использование информационных технологий в самых различных сферах деятельности человека диктует необходимость наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства сотрудников детского сада в применении ИКТ при реализации управленческих, организационных и образовательных задач. Задачи: • создание единой информационной среды (ЕИС); • освоение педагогами информационных образовательных технологий, способствующих повышению их профессиональной компетентности; • эффективное управление ресурсами, контингентом, образовательным процессом через использование информационных технологий в административной, финансово- хозяйственной и методической деятельности; • создание электронных баз данных, архивов, электронного адреса и сайта образовательного учреждения. • Обеспечение информационно-методического сопровождения деятельности педагогического коллектива в условиях обновления содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ДО. • Разработать информационную модель и компьютерную технологию управления качеством дошкольного образования. • Создать документы в ДОУ с применением информационных технологий. • Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка посредством постоянного информирования. • Организовать эффективное сетевое взаимодействие с партнерами детского сада посредством Интернета.
№
Мероприятия
Этапы, сроки их выполнения. Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы Источники финансирования Исполнители
1 Создание единой информационной среды 2015 - 2020 бюджетные средства Заведующий 2 Создание Творческой группы, занимающейся внедрением ИКТ в образовательный процесс 2015 Без финансирования Заведующий, воспитатель 3 Электронное сопровождение документов в образовании (планирование, диагностики, отчеты, организация детской деятельности, рабочие листы, «портфолио» детей и педагогов, сопровождение сайта ДОУ т.д.) 2015-2020 Без финансирования Заведующий, воспитатель 4 Повышение квалификации педагогов на внешних курсах Систематизация и хранение проектных работ, сопровождение своего портфолио.
2015-2020 бюджетное финансирование
Без финансирования Заведующий, воспитатель
5 Организация эффективного сетевого взаимодействия. 2015-2020 Бюджетное финансирование воспитатель, Заведующий 6 Изменение сайта ДОУ (выход на обратную связь) 2015-2016 бюджетное финансирование Заведующий Ожидаемый результат: Сопровождение сайта Подготовка методических рекомендаций по использованию ИКТ. Номенклатура электронной документации образовательной деятельности в области педагогических технологий. Презентации о мероприятиях ДОУ и опыте работы педагогов.
Социальный эффект: Использование возможности интернет ресурсов при организации образовательной деятельности, использование учебно-методических материалов и повышение уровня компетентности педагогов. Участие в проектах района, региона, страны через выход в глобальный Internet сеть. Улучшение качества реализации образовательной деятельности и распространение опыта работы. Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка и получение обратной связи. 7.4. Проект: «Кадровая политика» Проблема: Недостаточность разработки механизма экспертизы инновационной и экспериментальной деятельности педагогов условиях обеспечения требований ФГОС ДО. Цель: Формирование социального заказа на повышение квалификации педагогов, исходя из их профессионального развития и требований стандарта педагога. Задачи: Обеспечить требования профессионального стандарта педагога каждым педагогическим работником ДОУ. Разработать системный подход к организации непрерывного образования сотрудников. Привлечь социальных партнёров для совместной работы по проекту «Кадровая политика» Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении путем формирования механизма экспертизы инновационной деятельности.
№
Мероприятия
Этапы, сроки их выполнения. Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы Источники финансирования Исполнители
1 Изучение качества профессиональной деятельности кадров (руководящих, педагогических) 2015 - 2016 Без финансирования Заведующий, воспитатель 2 Корректировка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении. Проведение самоанализа.
2015 – 2016 Без финансирования Заведующий, педагоги 3 Составление и корректировка индивидуальных перспективных планов повышения квалификации педагогов 2015-2020 Без финансирования воспитатель 4 Обучение педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми (технологии проектирования, информационные технологии, технология «портфолио» и пр.)
2015-2020 бюджетное финансирование
Без финансирования Заведующий, воспитатель
5 Организация наставничества для профессионального становления молодых специалистов. постоянно Бюджетное финансирование Заведующий 6 Работа с молодыми и малоопытными педагогами 2015-2020 Без финансирования заведующий 7 Подготовка и сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников 2015-2020 Без финансирования заведующая
Ожидаемый результат: Диагностические карты профессионального мастерства по определению личных потребностей сотрудников в обучении. Индивидуальные перспективные планы повышения квалификации педагогов работников. Социальный эффект: Повышение уровня компетенции педагогов. Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в конкурсном движении. Уменьшение процента текучести кадров в коллективе. 7.5. Проект: «Социальное партнерство» Проблема: При создавшихся в нашей стране экономических, социальных и политических условий, современное образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания без установления взаимовыгодного социального партнерства. Цель: Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения. Задачи: Найти формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам образования, оздоровления детей, а также семейного воспитания и социализации ребенка. Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников. Формирование положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера. Ожидаемый результат: Система взаимодействия ДОУ с социальными партнерами . Создание положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера. 7.6. Целевая программа «Здоровье» Проблема: Высокая заболеваемость дошкольников, увеличение количества детей, поступающих в МБДОУ имеющих 2-3 группы здоровья, и частоболеющих. Цель: Комплексная система воспитания и развития, ребенка, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения собственного здоровья. Задачи: Создание системы сохранения и укрепления здоровья детей их физического развития в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей; Обучение навыкам здоровье сберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него; Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.
№
Мероприятия
Этапы, сроки их выполнения. Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы Источники финансирования Исполнители
1 Разработка и реализация направлений по обучению педагогов и специалистов сотрудничества с родителями по вопросам здоровьесбережения 2015- 2020 Без финансирования Заведующий, воспитатель 2 Разработка программы «Здоровья ДОУ»
2015 Без финансирования Заведующий, воспитатель, медсестра ФАП 3 Обучение педагогов новым техникам общения с родителями постоянно Без финансирования Заведующий
4 Формирование системы использования здоровьесберегающих технологий в организации учебно-воспитательного процесса
2015-2020 Без финансирования Воспитатель 5 Участие в программе «Здоровье» 2015-2020 Бюджетное финансирование воспитатель 6 Участие в конкурсах, смотрах, соревнованиях 2015-2020 Без финансирования воспитатель 7 Проведение спортивных праздников, развлечений и соревнований в ДОУ 2015-2020 Без финансирования воспитатель 8 Организация совместного проведения с родителями валеологических и спортивных походов
Ежегодно Без финансирования педагоги 9 Наглядно-информационная работа (сайт, оформление информационных стендов для родителей ) Постоянно Без финансирования Педагоги 20 апреля 2016 в 13:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.